Георгий Машев - художник-натуралист

 


1907 год... Стройный, Высокий парень вызван для объяснений к известному своим педантизмом в искусстве преподавателю Государственного художественного училища Петко Клисурову. Конфликт заключается в следующем: студент Георгий Машев категорически отказывается копировать гипсовые модели без права даже на самое малое отклонение от оригинала. Студент требует разрешения на проявление личного отношения к объекту, права на артистизм. Его карие глаза горят от возбуждения, он непреклонно и вызывающе держится. Конфликт разрешается просто: за свое творческое неподчинение и непочтительность к преподавателю двадцатилетний Георгий Машев исключен из училища.

Повлекло ли это событие за собой отказ от мечты стать художником? Нет, волевой и твердый характер Георгия не дает отнестись к этому происшествию как к фатальному концу. Справившись с первым серьезным разочарованием, Машев решает продолжить свое образование в России, в Петербурге. Но и там он задерживается не больше года. На этот раз, подпав под влияние только что закончившего в Анвер-се класс живописи Йордана Кювлиева, Георгий уезжает в Брюссель, где поступает в Художественную академию, в класс Эдмона Ришара, известного своим авангардизмом художника. Как будто бы все складывается прекрасно, но скудные средства, которые он получает из Болгарии за свои карикатуры, подписанные псевдонимом Чарни, недостаточны для проживания в Бельгии. Поэтому Георгий вынужден вернуться на родину, в Софию. На этот раз ему повезло, он попадает к отличному педагогу и добрейшему человеку — Ивану Мырквичке. В его классе в 1912 году Машев заканчивает Государственное художественно-индустриальное училище. Интересы молодого художника в тот период сосрдеточены в жанре портрета и карикатуры.

1912 год богат военными событиями, Болгария втянута в Балканскую, Между союзническую и первую мировую войну. Это находит свое отражение в судьбе и творчестве Георгия Маркова. Он много скитается по фронтовым дорогам, впитывая в себя все события, которые влечет за собой война: кровь, страдания, высшее благородство, предательство, геройство... Эти темы звучат в таких картинах, как "Рождение Марса", "Бог войны", "Донесение", "Раненый неприятель" и т. д. А его мастерство карикатуриста ярче всего проявляется в "Военных юмористических сценках из жизни штаба конной дивизии в Добрудже". Но конец военной одиссеи Машева — печален. Он заболевает туберкулезом. Деньги на лечение собирают друзья, организовав выставку его работ. У Георгия много друзей — это и поэты Димчо Дебелянов, Димитр Подвырзачов, Христо Ясенов, это и писатель, искусствовед и художник Николай Райнов, с которым он, вдохновленный символизмом, создает такие полотна, как "Сон", "Кошмар", "Видение", "Меланхолия" и другие. Но особенно близок ему Димчо Дебелянов. Димчо был неравнодушен к сестре Георгия, Евгении. К сожалению, этой любви не суждено было разгореться. Димчо нелепо погибает в 1916 году, и Евгения до глубокой старости, а она умерла в возрасте 90 лет, остается верной своей первой любви.

 

Младшая сестренка Георгия, Анна, такая же умница и хохотушка, как и брат, с необыкновенным чувством юмора и живым темпераментом, не раз служила Георгию моделью. Явно, она была ему ближе, чем другие сестры — красавица Евгения и рациональная, строгая Карамфила. Младшая Анна, чей портрет мы публикуем на третьей обложке, была свободолюбива, прогрессивна, смела. В силу своих взглядов, оберегая личную свободу, она не выходит замуж. Судьба ее трагична, в 40-летнем возрасте Анна погибает во время бомбежки Софии в годы второй мировой войны.

Георгий Машев - Портрет сестры

 

Георгий Машев - "Портрет сестры"

 

Портрет Анны 1917 года считается одной из лучших работ художника. Он верно передает характер сестры, ее лицо с чуть широковатыми скулами, обрамленными черными кудрями, ее взгляд, алые губы... Анне тогда чуть больше двадцати. Она только что закончила софийское художественное училище и преподает рисование. Своими прогрессивными взглядами она явно нравится ученицам, но не их родителям.

Реалистичные портреты и символичные картины Георгия Машева, созданные в двадцатых годах, приносят ему небывалую популярность. Они", как и полотна других художников того Времени, носят черты модной тогда декоративной стилизации, характерной для своеобразного болгарского сецессиона.

Глубокая эмоциональность и богатое воображение, артистизм мазка и мастерство композиции отличают работы Георгия Машева, его "Господина", "Портрет девушки", "Адама и Еву", "Сирень и подснежники"... Особенно ценными являются символические полотна двадцатых-тридцатых годов. Среди них и "Искупление" — так назван автопортрет художника, который он дарит своей сестре Анне. С автопортрета на нас настойчиво взирают широко раскрытые глаза 50-летнего человека. В них читается воля и стремление победить, как в жизни, так и в искусстве.

 
По техническим причинам добавление комментариев временно отключено.
 

Комментарии к материалу

Комментариев к материалу пока нет