Йорданка Чернаева - художник-проектант одежды

 


Классика и романтизм — вот два полюса, вокруг которых была сосредоточена творческая работа художницы-проектанта одежды Иорданки Чернаевой. Они присутствовали Во Всех ее коллекциях. Проекты художницы предназначены для швейных фабрик. Работа на конвейер — это не всегда работа по вдохновению, так как здесь художник должен учитывать многое: ткань, технические возможности предприятий, быть в какой-то степени и экономистом. Волю фантазии она дает лишь в своих авторских коллекциях. Здесь Все, начиная с выбора ткани, изготовления каждой детали, находится под контролем художника.

Йорданка Чернаева художник-проектант

Разговор пойдет о работе художника-модельера в доме Чернаевой. В окружающей обстановке можно уловить ключ к пристрастиям художницы. В 1969 году она окончила Академию художеств по специальности текстиль, у профессора Марина Вырбанова. В то время история костюма изучалась всего два семестра, но Иорданка сразу же сделала свой выбор. После академии она поступает на работу в Хозяйственное объединение "Валентина", а через год переходит в ХО "Рила". Иорданка проектирует дамскую и детскую одежду. За творческие достижения в области моды Чернаева принята в Союз болгарских художников.

— Бывало, еще школьницей, заберу у портнихи только что сшитую вещь, ножницы в руки и все сначала, пока не получится так, как я задумала. Вначале мама сердилась, а потом перестала.

Эта требовательность мучила ее всегда. Готовая вещь, даже и целая коллекция, частенько вызывали у нее желание переделать все.

Классический стиль особенно привлекал Чернаеву. Элегантность и сдержанность ее подчеркнуто женственных костюмов и пальто предназначены для повседневной носки. Художница считала, что едва ли стиль тайор когда-нибудь выйдет из моды. И хотя молодежь предпочитает остро модные вещи, классический стиль, подходит для любого возраста. Разграничение стилей — понятие не возрастное. Его выбирают в зависимости от случая — на каждый день, для работы, для спорта, для праздника.

 

— Когда работаю над одеждой в романтичном стиле, я отдыхаю душой, — говорит художница. — Он освобождает меня от строгого диктата общих модных тенденций и дает волю воображению. В нем оживают накопленные знания в различных областях искусства, фольклора, традиций, и пробуждается желание экспериментировать. Влияние народного костюма на творчество современных художников всего мира вызывало целые революции в мировой моде. Заимствования у фольклора латиноамериканских народов, славян, народов Востока продолжают обогащать поиски рациональной, удобной и красивой одежды. Используя элементы болгарского национального стиля и городского костюма конца прошлого века. Иорданка Чернаева создала коллекцию "Сельская тема". В коллекцию входят семь дамских и два мужских ансамбля, выполненных из вельвета и набивного бархата в мелкий цветочек или клетку. женские ансамбли состоят из широких юбок, нижних юбок с кружевами, болеро, подчеркивающих талию. Белизна рубашек на фоне темно-синего, лилового, зеленого и черного — традиционное цветосочетание, создающее чувство национальной принадлежности, столь необходимой после многих лет царствования унифицированного.спортивного стиля.

И если в своих классических коллекциях Чернаева предпочитала чередование черно-белых или сине-белых тканей, строгость, то в романтичных ансамблях она стремилась широко использовать кружева, вышивку, воланы, рюши. Эти же элемента она использовала и при создании детской и подростковой одежды.

Со своими коллекциями Иорданка Чернаева участвовала в 15 самостоятельных и совместных выставках в Болгарии и за рубежом, она — обладательница многих призов фестивалей моды и национальных конкурсов.

— Ваше отношение к готовой одежде?

— Готовая одежда необходима. И если говорить откровенно, интересно создавать модели одежды, которые потом встречаешь по улицам. Но существует и много конфликтов между художником и предприятием. Художник бесспорно стремится к разнообразию, новинкам, но технические ограничения, когда каждая дополнительная деталь усложняет производство, приводит к упрощениям модели, что, конечно же, не нравится ни покупателям, ни нам, художникам. Готовая одежда во всем мире занимает все большее место, и не случайно крупные имена в мире моды уделяют большое внимание именно ей.

— Как Вы считаете, можно говорить именно о болгарской моде?

— Всем известно, что общие тенденции в моде определяются ведущими Домами моды Парижа. Дизайнеры всего мира стремятся вовремя получить от них информацию и в зависимости от национальных особенностей (традиций, нравов, быта) и, не в последнюю очередь, наличия тканей, разрабатывают на основе парижских предписаний свои модели. Так что, о болгарской моде можно говорить как о вариациях утвержденных всемирных образцов.

— Легко ли рождаются у вас проекты, и от чего зависит ваш выбор?

— Сами проекты создаются быстро, но идея приходит трудно. Днями и неделями мучаешься в поисках, пока не найдешь самый удачный вариант.

— Какой цвет вы предпочитаете?

— Белый. Он мне дает какое-то внутреннее чувство чистоты и элегантности. Но я люблю и темные, глубокие тона.

— Что бы вы хотели посоветовать современным модницам?

— Чаще обращаться к информации о моде, воспитывать у себя чувство меры, вкус, свой собственный стиль и требовательность.

 
По техническим причинам добавление комментариев временно отключено.
 

Комментарии к материалу

Комментариев к материалу пока нет